«Зовите меня Джордж»

В Государственном академическом русском театре драмы имени М.Ю. Лермонтова под занавес сезона состоялся замечательный музыкальный спектакль «Зовите меня Джордж». Проект продюссеров Анатолия Цоя, Жулдыз Телагисовой, Алекса Ли, Елжана Кусаинова и Константина Цоя «Счастливые поют», в рамках которого был поставлен зажигательный динамичный спектакль (сами авторы во главе с режиссером Галиной Пьяновой назвали постановку «Несколько историй из жизни композитора»), настолько пришелся публике по душе, что в театре решили – замечательному проекту быть! И закрыли им очередной, 86-й театральный сезон.

Причиной аншлага стал не только тот факт, что любимые актеры до сентября расстаются с поклонниками театра имени Лермонтова. Уже за несколько дней до «Джоржа» (так молодежь уже по-свойски переименовала спектакль) все билеты на мюзикл были распроданы. Автору этих строк повезло – руководство Ассоциации корейцев Казахстана и журналистов «Коре Ильбо» пригласили оценить работу актерского коллектива театра и музыкантов. Скажу сразу – это было незабываемое свидание с театром, в котором все прекрасно, то есть все прекрасны: и актеры, и зрители, и сам театр, который давно уже в Алматы, да и в Казахстане называют «эталоном эстетики города». 

В день закрытия сезона в зале, что называется, яблоку негде было упасть. Даже на ступеньках у входных дверей сидели студенты и подростки. Созерцать то, что происходило на сцене и слушать живую музыку – было истинным блаженством и наслаждением. Однако поймала себя на мысли, что если бы мне немного не повезло и я бы имела бы возможность лишь слушать спектакль, то и в этом случае получила бы радость от нереально органичной связи с тем, что происходит на сцене. А на сцене в этот чудесный летний вечер 27 июня, помимо клавишных и ударных музыкальных инструментов, гитары, контрабаса, скрипки, саксофона и трубы, звучал даже африканский струнный музыкальный инструмент в исполнении гостя театра из Иркутска, которого публика приняла отдельными аплодисментами. Ведь многие вообще впервые слышали неведомый в Казахстане инструмент африканского происхождения. Что касается игры артистов, то многие, уже увидев на сцене поющее трио, в составе которого Ирэн Аравина, Бауржан Мусин и исполнитель главной роли в спектакле Евгений Жуманов, были несказанно рады встрече с любимыми актерами. Но даже поклонники творчества мэтра казахстанского театра и кино, сыгравшего роль культового американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина, Евгения Жуманова, сделали много открытий в его таланте.  Как он поет, как он двигается и танцует, как много в нем от того, что называется харизмой! Получилось так, что Евгений Жуманов стал ведущим и в музыкальном трио, и среди поющей братии в трио актерском  – с молодыми, но уже известными актерами Айсулу Азимбаевой и Чингизом Капиным.

Мюзикл, или несколько историй из жизни композитора «Зовите Меня Джордж», – это живой, в музыке и красках, в эмоциональных вкраплениях из далеких истоков классики мирового джаза рассказ о судьбе, о творческих поисках гениального композитора и пианиста Джорджа Гершвина. Это дань первому американскому классику, достигшему всего только благодаря своему уникальному таланту. Это история создания шедевра – первой национальной американской оперы «Порги и Бесс», являющейся вершиной творчества Гершвина.

– Спектакль, помимо всего, ценен еще и тем, что в нем сконцентрировано все, что дарит зрителям радость и массу эмоций: увлекательное театральное действо, классика мирового джаза, прекрасная хореография с элементами «Бродвея» и, конечно же, живое музыкальное сопровождение, – объясняли нам невиданный успех мюзикла среди молодежи администраторы театра и сами музыканты.  А мне все хочется говорить о деталях, которые запоминаются почему-то надолго. Например, этот шуршащий лист бумаги, переходящий вдруг в музыку. Или яблоки, разбросанные по сцене…  Дело в том, что в одном из монологов главный герой спектакля признается, что, конфликтуя с одним из своих одаренных в музыке коллег, он слышал: «Ты такой жадный, что, кажется, порою стараешься собрать сразу все яблоки, пытаясь их уместить в своих руках…».  Главный герой на самом деле был жаден до жизни, до творчества, до работы, до неимоверного желания все успеть сказать, выразить, воссоздать…  

А ведь благодаря этому его качеству и таланту имя культового американского композитора и пианиста в мгновение облетело мир. Он стал своим далеко за пределами страны, где родился и сделал первые шаги в мир музыки, хотя, к сожалению, прожил до обидного мало, всего 39 лет. Джордж Гершвин, сын еврейских эмигрантов из Одессы, родился в Нью-Йоркском районе Бруклин. В 12 лет под впечатлением от встречи с десятилетним скрипачом Максом Розеном начал самостоятельно учиться играть на фортепиано, сам совершенствовал свою технику. А дальше его двигали встречи с интересными людьми из мира музыки; он очень рано стал писать музыку и, как признается сам, в него поселилась музыка, он жил музыкой, ею дышал. В 1918-1919 годах на Бродвее исполнялось уже очень много произведений Гершвина. Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс», о работе над которой и рассказывает мюзикл. В музыкальном спектакле режиссер хотела выразить внутреннюю работу гения, становление личности в музыке. Вместе с тем это становление не выглядит некой мученической жизнью героя, самоотверженностью ради дела. Герой живет и получает удовольствие от жизни. Хотя есть одно самое главное отречение: «У меня было много женщин, но едва ли я их всех вспомню, кроме разве что трех…  Потому что моей главной избранницей была она, Музыка». 

Музыкальный спектакль «Зовите меня Джордж» – это повесть о прекрасном, о счастье, которое случается, когда в мир приходят такие музыканты, как герой Евгения Жуманова. О нем, о его гении, говорили просто: «Для него музыка была воздухом, которым он дышал, пищей, которая его насыщала, напитком, который освежал. Музыка была тем, что он чувствовал, чувством, которое его наполняло. Первозданность такого рода дана только великим…». Евгению Жуманову блестяще удалось показать талантливого, влюбленного в жизнь и не замечающего ничего вокруг, кроме музыки, своего героя.

– Тема музыкального театра для меня, конечно, не нова. Но джаз я никогда не пел и я джаз никогда не танцевал! – повторял в интервью журналистам Евгений Жуманов. – Меня, как и всех вас, наверное, целиком поглощает музыка. Она всюду, она во мне!

Однако такое впечатление, что он не только всю жизнь дружит с джазом, но живет им. После этого спектакля к Евгению Жуманову наверняка пристанет амплуа актера музыкальной драмы, музыкальной комедии. Хотя, говорят же, если талантлив человек, то он талантлив во всем. Глядя на то, как он в свои 53 года танцкет по сцене и при этом ведет свой эмоциональный рассказ о былых приключениях, можно утверждать, что для Жуманова ничего невозможного нет. Многие его монологи прерывались громкими аплодисментами зала, а когда он и сам выбежал в зал от переполнения чувств, ликованию поклонников театра не было предела, все смеялись, аплодировали, встречая актера. Когда спектакль уже закончился, стихла музыка и успокоился свет, неотразимая исполнительница всех вокальных партий в мюзикле, известная в Казахстане джазовая певица Ирэн Аравина перечислила не только всех артистов и музыкантов, задействованных на сцене, она представила тех, кто обслуживал актеров на сцене и делал все, чтобы подать талантливую постановку залу со всеми идеями ее авторов, что они вынашивали вместе с актерами и так успешно воплотили в жизнь.  Итак, это художник Антон Болкунов, звукорежиссер Игорь Минич, режиссер по свету Алексей Злобин, хореограф Анатолий Фролов, художник по костюмам Любовь Возженникова…
Зал долго не отпускал актеров со сцены, прощаясь с ними до следующего сезона, до сентября

– До 16 сентября! – уточнила Ирэн Аравина. – Мы вас приглашаем на «Состояние танго». – До встречи в новом сезоне.     

Тамара ТИН