Только учителем я и мечтала стать

Труд учительницы начальных классов школы-гимназии №144, заслуженного учителя Казахстана Маргариты Борисовны Ли отмечен высокими наградами двух стран - Узбекистана и Казахстана. Проработав два года у наших соседей, педагог, получившая образование в Шымкентском педагогическом институте, была удостоена нагрудного знака имени автора первого узбекского букваря Акилхана Шарафутдинова. В Казахстане, которому Маргарита Борисовна отдала большую часть своих трудовых лет, ей был вручен орден «Лучшему учителю Казахстана». На высокое звание претендовало более 9 тысяч педагогов. Ее деятельность была отмечена в числе 370-ти учителей со всего Казахстана.  Многие из них получили медали, грамоты. Маргарита Борисовна, получив высокую награду, старается соответствовать званию. Нынешний учебный год ее первоклашки окончили очень успешно – из 35 детей 11 отличников, остальные хорошисты.

– У нас троечников и тем более неуспевающих нет - рассказывает Маргарита Борисовна о своих первоклашках. – Все детки у меня активные – в течение всего учебного года участвовали и неоднократно побеждали в республиканских и международных олимпиадах. В школе учатся дети со всего города, много детей иностранцев. Школа перегружена – рассчитана на 850 человек, а учится у нас более 1 200. Это говорит не только о проблеме переполненности классов (кстати, к очередному учебному году мест в школе будет больше, расширяемся),  а и о том, что мои коллеги дают учащимся крепкие знания.   

В класс Маргариты Борисовны сегодня попасть непросто. Но она, улыбаясь, комментирует:
– А учиться в моем классе трудно, я строго спрашиваю. Любимчиков у меня нет, поблажек никому не делаю, о чем, кстати говоря, родителей предупреждаю на первом же перед учебным годом родительском собрании и слова свои на ветер не бросаю. 

Порог этой школы Маргарита Борисовна переступила десять лет тому назад, расставшись с руководящей должностью завуча, которой она отдала в итоге больше 20 лет своей педагогической деятельности и вернувшись к самым истокам среднего образования – начальным классам. Общий же педагогический стаж заслуженного учителя Казахстана составляет почти полвека – 44 года. С тех пор как Маргарита Борисовна, окончив педагогический институт, приступила к учительству, утекло много воды. Были и трудные моменты в ее судьбе, и те, ради которых стоило работать в школе, подчиняясь бесконечным звонкам на уроки. Но памятны те, в которые ей говорят искреннее спасибо родители, а их детки после каникул бегут сломя голову навстречу учительнице – соскучились, мол.

Мне посчастливилось наблюдать воочию, как малышня подбегает к Маргарите Борисовне, а она, обнимая каждого как собственного внука, весело обращается ко всем:

– Давайте по одному! А то друг друга ведь с ног собьете! 

– Я просто рядом постою, – отвечает виновато вихрастый мальчуган. И остается рядом с любимой учительницей. 
Карантин в два месяца и занятия онлайн малышам надоели, а также показал, как дорога им родная школа, родной детский коллектив, учительница, которая ждет их в классе, а также ее оценки и похвалы и, конечно, веское авторитетное ее слово: «Ну, какой же ты молодец!».

– Знаете, я ведь тоже по ним соскучилась и так рада сегодня их всех вместе с родителями видеть в школе. Во время карантина, по пожеланию моих первоклашек, постоянно выходила на видеосвязь. Меня об этом просили не только дети, но и их родители. 

Мне кажется, что в школе поговорить, а тем более повспоминать вряд ли удастся. Здесь учитель принадлежит школе – всем своим существом, всем своим участием к происходящим в этих стенах событиям, в которых, как известно, нет мелочей ни для детей, ни для их учителя. То и дело входят к нам то родители детей, то учителя-коллеги, то кто-то из администрации, то… И я понимаю, что, по большому счету, здесь все ее ученики: своим ученикам она преподает самое главное –  азы школьных предметов, из которых каждый выберет по жизни свои любимые и станет обязательно хорошим специалистом; кому-то от ее советов опытного педагога становится спокойнее на душе, кому-то просто необходимо ее присутствие в этой школе сегодня и здесь, потому что только она поможет решить жизненно важные вопросы. Маргарита Борисовна мне вдруг напоминает некоего мудрого дирижера в большом ансамбле, в котором у каждого свой голос и своя скрипка.   
«Я именно вот этот возраст и люблю! Мне дорога эта ответственность за то, чтобы ребенок воспринимал учение не только как труд, но и как радость познания», – признается Маргарита Борисовна, коротко вспоминая свой твердый путь в педагогику. Если речь шла о деле, которому предстоит посвятить себя, она помнит лишь одно заветное свое желание – всегда мечтала быть только учителем и не мыслила себя в другой профессии.
Дед был учителем, отец был связан с экономикой и бухгалтерией, мама в детском садике работала с детишками. Маргарита под этим влиянием влюбилась в математику и бегала за мамой в детский сад, едва только стукнуло 6 годков, запросилась в класс за парту. Советская школа, в какую стремилась девочка, исключений по возрасту не признавала. Маргарита же настойчиво тянула маму за руку прямо к звонкоголосому крыльцу. В результате мама сдалась, пришла к учительнице начальных классов:

– Пожалуйста, пусть посидит за последней партой где-нибудь, посмотрит, что такое школа. А после уроков будем забирать ее домой, как из детского садика.

Однако девочка оказалась очень серьезной ученицей, кое в чем опережающей даже своих более взрослых одноклассников. Пришлось зачислить ребенка в первый класс, который девочка окончила с отличием, да и в дальнейшем училась также успешно. После школы поступила в педагогический и этим выбором была просто счастлива. А когда пришла в школу, ей, вчерашней студентке, сразу дали классное руководство – незабываемый 9 класс, который на первый же урок не пришел. Помнит эту выходку и по сей день как урок на всю жизнь. Но она приняла несправедливый вызов, пригласила одного из неформальных лидеров класса и задала ему в упор один-единственный вопрос: «Конечно, погулять хочется. Но вы ведь не урок мой сорвали, вы отобрали у себя знания…». Позже этот ее ученик нашел свою учительницу в соцсетях: «Вы меня помните, Маргарита Борисовна?».
И она вспомнила сразу все – свою первую в жизни школу, представшую перед нею в образах интернатских детей, трудных подростков, ребятишек, чьим родителям частенько было не до них, а им так хотелось, как и другим сверстникам, возвращаться после школы к родителям, а мама и папа были, например, чабанами… Эта ее первая школа сделала ее взрослой очень быстро. На второй-третий год молодая учительница уже была завучем по воспитательной работе, а личная ее жизнь была полностью поглощена школой. Но хотелось поближе к детям. И вот перед самой пенсией Маргарита Борисовна вернулась к первоклашкам – к любимому своему возрасту, к истокам будущности страны. Будучи давно уже на пенсии, она сегодня говорит:

– Я, видимо, без школы не могу! Год учебный проходит, лето пролетает и снова с радостью спешу к своим ученикам и к их молодым родителям. 

Маргарита Борисовна из тех учителей, которые тропинку к сердцам своих учеников всегда найдут. Когда я ее спросила о том, как она себя чувствует в соцсетях, оно ответила просто:

–  Как в своем классе! Захожу и общаюсь: повсюду рассказываю о своей школе, о ее педагогах, ну и о достижениях своих учеников, конечно. Если вы об онлайн-уроках, то мне было проще в том плане, что я хорошо знаю сильные и слабые стороны каждого своего ученика. Время летит, дети взрослеют, учатся учиться. Вон как подтянулись за эти два месяца карантина! А родители стали, мне кажется, обстоятельнее, больше стали понимать в педагогике, ценить труд учителя. Сейчас уклон на логику. Так вот было одно задание, которое выполнили кто во что горазд. Оказалось, что родители вмешались и в основном не справились. Я им говорю: «Не мешайте своим детям, дайте им возможность самим поработать и вы поймете, что задание не для вас, а для них. Ваши дети умнее, они выведут вас на правильный путь».

Вот с таким замечательным учителем мне повезло поговорить 25 мая – в день, когда без излишней суеты прозвучал онлайн последний звонок в школах страны. Каким бы он ни был, в каждом из нас живет школа, которая выпустила нас в большую жизнь. Повезло тем, кого встретил в этой школе вот такой замечательный педагог, каковым является Маргарита Борисовна. С такой школой можно смело шагать по жизни, ведь все начинается со школы.   

Тамара ТИН