Премьера после …премьеры

Государственный республиканский академический ордена «Знак почета» корейский театр музыкальной комедии на прошедшей неделе стремительно «тающего» ноября дважды порадовал зрителя комедийной постановкой по мотивам пьесы Владимира Гуркина (автор известен широкому зрителю как сценарист народного фильма «Любовь и голуби») «Деревенская кадриль». Режиссер-постановщик комедии – главный режиссер театра Елена Ким, памятуя о том, что «Деревенской кадрилью» закрывался ушедший в историю 87-й сезон театра аж в 2018 году, а потому «обкататься» еще не успел, оценивает этот выход спектакля похожим на его премьеру. Хотя вряд ли постоянный посетитель забыл тот летний вечер под занавес сезона. Постановка была по-весеннему свежей и льющейся в самое сердце своей добротой и всепроникающим оптимизмом, она была по-летнему легкой и теплой, как освежающий ветерок – это когда хочется просто отдохнуть, посмеяться от души над вещами малозначительными, но приносящими заряд бодрости. Комедия, полностью выполняющая одну из функций театра, когда зритель пришел в храм искусств отдохнуть душой. Такой по своему характеру и осталась «Деревенская кадриль» – озорной и очень веселой.

Впрочем, озорства и оптимизма сегодня, как известно, не достает и самим комикам, которые вне зависимости от своих восприятий и оценок истинного юмора в первую очередь нуждаются в такой разгрузке. А она, эта разгрузка – в умном юморе, не скатывающемся ни к цинизму, ни к пошлости. Юмор ради того, чтобы повеселить от души и посмеяться до слез. Вот такой передачи оптимизма, невзирая ни на что, на мой взгляд, и достигла очередная комедия театра, с которой можно шагать по жизни, которой можно зажечь публику, которая в сегодняшнее непростое время «черного юмора» помогает жить и трудиться, решать задачи каждого дня, понимая истинность духовного, и которая показала, что конек театра – комедия! А если говорить об особенностях, то в этой постановке нашла свое отражение картина жизни, в которой живы корё сарам – корейцы, для которых слово родина обрело в Казахстане очень глубокий смысл. 

У наших корейцев свой диалект, они говорят на корё мале, казахстанские корейцы поют песни на разных языках – на корейском, казахском, английском и русском, корейцы родом из Казахстана любят и понимают родные традиции и обычаи и следуют обычаям казахов, русских, понимают всех своих соседей и знают цену истинной дружбы. В соответствии с этими поведенческими составными, накопленными за годы жизни на земле в простой и душевной деревеньке, и ведут себя герои спектакля: говорят на корё мале, поют «Вот кто-то с горочки спустился», мужики пьют «горькую», иногда раззадоривая жен, жены громко выясняют отношения, да по-доброму, оказывается, журят своих благоверных. И все вместе танцуют ставший народным русский танец кадриль, который по своему предназначению крутит, вертит непременно парами и из этого что-то путное получается… Но в этом спектакле слово «деревенская кадриль» имеет смысл куда больший, нежели просто танец.

Сюжет прост, как сама деревенская жизнь. Дружные соседи жили и, видимо, с годами стали почти что родственниками. Николай и Лида (их роли исполнили Роман Цой и Антонина Пяк) жили на одной половине, Александр и Валентина (Григорий Ким и Галина Ким) – на другой. Мелкие конфликты, о которых обычно забывают почти что сразу, привели к тому, что соседки меняются мужьями. Прямо настоящая кадриль в ее буквальном исполнении! Если, конечно, применить ее к жизни, забыв о том, что жизнь все-таки – не танец. 
В конфликт постепенно втянулись и одинокая (не прочь пофлиртовать) деревенская женщина Макеевна (ее роль замечательно сыграна Эдуардом Паком), которая, как-то вдруг оказавшись виноватой во всех грехах, что были допущены героями комедии, принялась торопливо примирять незадачливых супругов; и молоденькие соседки (Наталья Ли и Надежда Ким). И пошло, поехало, как говорится. 

Удачная картинка сельского бытия со своими прелестями, где даже нужник в стороне от дома не забыт и висящие на заборе красные перцы, красноречиво говорящие о предпочтительных заготовках хозяев… Вот здесь и происходит событие неизвестно какой давности. Характеры героев, подбор актеров под них просто идеальны. Лида и Валя – такие разные женщины, и Галина с Антониной, которые играли роли, очень подходят даже по своим внешним данным под своих героинь. Хотя и здесь нужно отметить и работу гримеров, и труд костюмера – здорово подчеркнуто, понято, обозначено. Санька и Коля тоже полные противоположности друг другу и в образах, и в характерах, и в типажах.

Звездный актерский состав, задействованный в работе над спектаклем, дает основание сказать, что на сцене прозвучала ярко, колоритно, без единой нотки фальши, юморная, искрометная комедия, мастерски исполненная ведущими артистами, которые составляют сегодня костяк театра, его гордость и основу. Юмор шел, кажется, не со сцены, а из самих народных глубин, где тоже все смешалось и стало настолько жизненно важным, что ты понимаешь – народ всегда прав, даже если допускаются порою отступления от правил и незыблемых законов семейной жизни. 

Ветераны Корейского театра вспоминают, что комедия «Деревенская кадриль» – то произведение, которое никогда не забывается, Оно в репертуарном списке стоит в числе десятка тех, что время от времени возвращаются на сцену и проходят обычно с успехом, оставаясь в памяти зрителей. Начнем с того, что эта комедия интересна практически всем театрам Казахстана, в связи со своей многоплановостью, по причине обращения в юморном тоне к вечным человеческим ценностям, к каковым относится семья. 

«Деревенскую кадриль» и в русских театрах, и в 2003 году по приглашению – в Корейском ставил известный великий режиссер Борис Преображенский.  В 2008 году зритель Корейского театра уже увидел комедию в постановке ведущего актера кино и театра режиссера Олега Ли. Что интересно, в том составе из нынешнего были задействованы Галина Ким и Роман Цой, позже включилась в роль Антонина Пяк. Получилось вот такое воспоминание о прошлом, когда вместе с актерами нынешнего спектакля еще выходили на сцену Александр Мун и ныне покойная известная актриса театра первого поколения работающих в Казахстане актеров Роза Пак. Так что налицо преемственность поколений в одной очень интересной работе под названием «Деревенская кадриль». Что очень красноречиво говорит о том, что театр имеет те спектакли, в которых, как и в жизни театра на протяжении неполного его векапрослеживается неразрывная связь с современностью, берущая начало у славных истоков.
Ну а о нынешней комедии, и я в этом почему-то уверена, мы еще продолжим разговор, сколько бы она не возвращалась на сцену. Ведь и «Деревенская кадриль» – 2021 по традиции получилась яркой и динамичной. Зал смеялся до слез, тем кому не повезло быть 16 и 19 ноября в театре, можно искренне посочувствовать. Они потеряли вечера, от которых на душе светло и радостно. Я этот подарок вместе с другими зрителями, долго еще вызывающими актеров на бис, получила.Спасибо вам, дорогие наши преданные служители Мельпомены!
 


 Тамара ТИН