О новом романе Максима Цхая «Про папу»

Спасибо автору за поднятую и описанную им тему отношений родителей и детей в тяжелый период жизни, когда родители начинают уходить от нас. Тема невеселая, но в жизни неотвратимая, и как важно каждому, столкнувшись с такой ситуацией, сохранить человечность и суметь, как бы это ни было трудно, переждать беду стариков вместе и отчаянно продолжать любить их. 

      Книга написана в форме дневниковых записей – получилось подробно, непридуманно и написано живым языком. В произведении много динамичных сцен, событий и происшествий, когда папа, стремясь показать, что ещё что-то может, раз от разу терпит фиаско, и эти неудачи ведут к круговерти в доме с криками, ором, в которую включаются все окружающие и даже животные, чья роль в книге особая, – они служат фоном и в тоже время позволяют увидеть эту картину бытия с неких философских позиций.
      Может в силу своего возраста воспринимал эту книгу как со стороны отца, так и со стороны сына, поэтому читал медленно, не так безотрывно, как другие книги автора. А может, из-за того, что сейчас пандемия ковида и вокруг много смертей и похорон, – книга заставляет задуматься о жизни вообще и о времени её окончания... 
      В современной стремительно несущейся куда-то жизни это, конечно, большая редкость, и похвально, когда сын бросает все свои дела, да что там дела, свою новую родину – «благоденствующую Германию», откладывает свою личную жизнь, чтобы ухаживать за ставшим немощным больным отцом, который, став вдовцом, явно не сможет жить без поддержки и помощи близких. Осознанность такого выбора герой книги подтверждает, когда без тени сомнений отвергает вариант сдачи отца в приют, говоря, что он не доверит папу никому, даже сиделке.
Вся книга словно долгое прощание, и главный герой всеми силами старается поддержать отца и оттянуть как можно дальше момент его неизбежного ухода. Он как тонкий психолог старается порой путем невинного обмана не нервировать лишний раз отца, предугадать его поведение и реакцию в том или ином случае и сделать все, чтобы любым способом сделать папе хорошее.
      Впечатления очень теплые, и после прочтения, как говорят, остается приятное послевкусие: последние страницы романа вообще запали в память, навеяли грусть и вызвали светлые и добрые чувства. Уже почти в самом конце книги автор описывает сцену в банке, куда он заходит по делам, и где он становится случайным свидетелем, как мужчина примерно его возраста раздражается на свою преклонную мать. Автор узнает в нем недавнего себя. Он обращается к мужчине:
- Это ваша мама?
- Да.
- Вы знаете, я недавно похоронил отца, он тоже был не в себе последний год.
- Вы ведь кричите иногда на неё?
- Ну… да, бывает.
- Я понимаю вас, но, как вам сказать, пусть живет ваша мама сто лет, но однажды, может быть, совсем скоро она уйдет. Это ведь всегда неожиданно, всегда.
Понимаете, когда это случится, вы забудете, почему на неё кричали. Совсем-совсем забудете. А каждый день, когда вы на неё накричали, будет как гвоздь в вашей голове.
Понимаете, у меня сейчас вся голова в этих гвоздях. Их никто не вытащит. Я с этим живу и не хочу, чтобы вы жили также. 
- Да, конечно, но мама так…
- Один раз, всего один лишний раз сдержитесь, не накричите на неё, как бы тяжело ни было. Пожалейте сами себя.
И далее,
- Сейчас последние дни, когда вы вместе. И если вы, даже заботясь о её теле, будете при этом разъедать её душу… Да, она тоже мучает вас, но вы молоды, у вас будет время, чтобы все это забыть, залечить в себе, а у неё этого времени нет. Она так и уйдет обиженной и раздраженной. И вас никто не простит, потому что некому будет уже вас прощать.
       Еще автор дает мудрые советы тем, кто сейчас ухаживает за своими стариками:
«Поменял для себя слово «терпеть» на «ждать». Ведь это очень дурная привычка – терпеть что бы то ни было. Эмоциональные вспышки отца я тоже не терплю. Просто жду, пока он успокоится. 
Ухаживая за пожилым родным человеком, надо первым делом лишиться иллюзий…  Благодарности не будет. Никакой. Вы всегда будете должны, если даже отдадите все. Приготовьтесь к самым обидным и несправедливым ситуациям и словам в свой адрес… 
       Стресс станет ровным фоном вашей жизни. 
Жалко, что нет таких же мудрых советов для самих стариков, чтобы вместе им было легче прожить это время – ведь это часть жизни!
       Автор определил свое произведение как роман, и хотя в книге совсем немного персонажей: отец, сын, да друг Сашка, у автора активными участниками становятся еще животные: престарелая трехцветная кошка Котася, грозная на вид но по сути, безобидная овчарка Белка, стены, крыша, растения, предметы в доме. У них у всех есть своя жизнь, своя история, свои привычки, свои характеры, и сцены с ними или вокруг них часто усиливают эмоциональный накал происходящих событий. 
       Книга про папу, но главный её герой – сын. Все действа происходят вокруг их взаимоотношений, в которых до обидного много ссор и на их фоне просветы – эпизоды, когда хоть на короткое время наступает согласие и понимание, как в прошлой жизни. Но даже сквозь сцены всех ссор, возникающих из-за старческой мелочности и капризов, порой на пустом месте из-за пустяка, когда герои бросаются обидными словами и обвиняют друг друга в смертных грехах, все равно всегда проглядывается их любовь и нежность друг к другу. Потом, когда страсти улягутся происходит примирение, все забывается и все счастливы. 
      Не случайно книга начинается с детских воспоминаний, когда маленькому мальчику, вовсе неизбалованному, понравилась в магазине игрушка огромная черепаха, и мама, заметив, как ребенку хочется иметь эту игрушку, но он стойко не выказывает этого, несмотря на дороговизну и будущую брешь в семейном бюджете, все равно покупает её. Это событие становится настолько ярким и значимым для ребенка, что даже став взрослым «… вспоминая маму и детство, я обязательно вижу и мою черепаху, в которой папа потом катал меня по ковру, в которой я даже ел и иногда засыпал, положив голову на её упругий бок. И сейчас я шепчу про себя: «Спасибо». Так вокруг детской игрушки у ребенка зародилась и сохранилась на всю жизнь любовь к семье и родителям. 
Отдельно об обложке. Она точно и лаконично отражает суть книги: в верхней части – силуэты ног отца и сына, идущих вверх к свету и длинные тени, падающие от них, заполняющие собой полностью нижнюю половину обложки, на фоне которых четко отражаются надписи имени автора и названия книги.
      Максим Цхай говорил ещё перед выходом книги о своем особом отношении к роману, – что книга ему очень дорога и к ней он шел долго,  вложив в неё все свои силы, умение и талант. На мой взгляд, правда, не критика и не профессионального читателя, книга хорошая. И если ТАМ эта книга доступна и ПАПА уже ознакомился с ней, он, наверное, одобрил бы и похвалил СЫНА.
      Очень рекомендую, прочитать книгу. Сейчас  она доступна в книжных интерне-магазинах. 

Георгий КАН, сооснователь "Библиотеки Коре сарам"