Кружок при корейской школе 9-летке города Владивостока

В первые десятилетия большевистской власти Владивосток стал не только административным и экономическим центром Приморья, но городом, в котором бурно развивались учреждения образования и культуры советизирующихся малых народов, их еще называют по-другому – национальных меньшинств. Поэтому неудивительно, что в разных частях Владивостока, где осела большая по численности группа корейцев, стали действовать корейские группы художественной самодеятельности и драматические кружки. Один из них возник и действовал в средней школе №8.  Драматург и автор книги «Советский корейский театр» Иосиф Ким написал о нем всего 4 строчки, которые приводятся полностью: «Он был филиалом драматического кружка слободки «Синханчхон». Из этого кружка вышли режиссеры Ен Сенен – заслуженный деятель искусств КазССР, драматург, член Союза писателей СССР; Цой Гирчун –заслуженный работник культуры УзССР и Ли  Генхи – заслуженная артистка УзССР».

 

Прежде всего внесу пояснение, что определение «средняя» применительно к советским школам 1920-30 годов не соответствует тому, что оно означает в современной образовательной системе. Речь идет о 9-летних школах, которые закрыли в 1930 году, чтобы быстрее выпустить людей, получивших образование, в производство. 
Корейская школа 9-летка во Владивостоке, заработавшая в 1924 году, судя по косвенным данным, продолжала действовать вплоть до депортации корейцев. Видимо это связано было с тем, что в Корейский пединститут могли поступать только выпускники средних школ или после неполной средней школы проходили сначала обучение на вузовском рабфаке, а затем, желающих продолжить образование, зачисляли в студенты.  

К сожалению, из имеющихся множества публикаций о корейцах на советском Дальнем востоке каких-либо деталей о Владивостокской средней школе №8 выяснить не удалось. Попытка в интернете получить сведения о средней школе №8 дала неожиданный результат, что она была основана в 1946 году как начальная школа… 
Таким образом поиски следует продолжить в архивных фондах и подшивках газеты «Сенбон» за 1920-30 годы, чтобы узнать подробности об этой корейской школе и корейском драмкружке при ней. 
Иосиф Ким не указал годы деятельности кружка, но с достаточно полным основанием можно предполагать, что начало его деятельности относится ко второй половине 1920-х годов, а окончание – с основанием Корейского театра. 

Организаторами и главными действующими лицами самодеятельной группы стали Ен Сен Нен и Ли Ген Хи, впоследствии вышедшая за него замуж и ставшая спутницей жизни.   

Ен Сен Нен и Ли Ген Хи в молодые годы во Владивостоке.

Известно, что свою первую пьесу «Любовь и победа» Ен Сен Нен написал, будучи учеником седьмого класса. В 1927 году ее школьная инсценировка была представлена на конкурсе художественной самодеятельности Приморского края. Вскоре Ен Сен Нен организовал театральную агитбригаду под названием «Синяя блуза». В Советском Союзе под таким названием действовали тысячи молодежных коллективов художественной самодеятельности, задача которых заключалась в агитации, пропаганде и просвещении людей путем театральных представлений. Культуртрегерский феномен «Синей блузы» был особо заметен в 1920-1933 годах. Стационарные и мобильные агитбригады поднимали на театральных и импровизированных сценах самые разные темы: от общеполитических и международных проблем до мелочей быта. Название пошло от свободной синей блузы и черного низа – брюки или юбка, в которых выступали самодеятельные артисты. Эта форма одежды соответствовала стереотипному облику рабочего. 

Агитбригады синеблузников выступали с пропагандистскими стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед простым людом, ездили по заводам, фабрикам и сельским клубам. Обычно представление начиналось маршем-парадом (антре):

Мы синеблузники, мы профсоюзники –
Нам все известно обо всем,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несем!

Для Ен Сен Нена и его жены – актрисы Ли Ген Хи «Синяя блуза» стала своеобразной школой, в которой они проходили обучение практикой, путем проб и ошибок, экспериментов. Вскоре стало ясно, что для достижения успехов в настоящем искусстве только энтузиазма, энергии и желания недостаточно. Поэтому молодая творческая пара после раздумий и обсуждений решила получить профессиональное образование в Москве. Ен Сен Нен стал студентом режиссерского факультета ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства – один из крупнейших театральных вузов в мире, основанный в 1878 году и расположенный в Москве), а его жена поступила на актерское отделение театрального училища.

Однако студенчество оказалось коротким, так как его вызвали назад во Владивосток спасать Корейский театр, оставшийся без режиссера. На заседании Дальневосточного крайкома партии большевиков, в котором приняли участие лучшие представители корейской интеллигенции Ен Сен Нену и Ким Тхя, было поручено возродить Корейский театр. Директором театра стал Ким Тхя, главным режиссером – Ен Сен Нен. В театр пришли такие самородки корейского театрального искусства, как Ким Дин, Ли Хам Дек, Цой Бон До, Ким Хе Ун и другие артисты.  

 

Актрисы Корейского театра: в нижнем ряду крайняя справа – Сон Татьяна; во втором ряду слева направо: Тен Мен Чин, Ли Ген Хи, Цой Бон До; в верхнем ряду: Ким Татьяна, Ли Хам Дек, Ким Антонина. 1939 

Ен Сен Нен написал около 20 пьес, почти все они были поставлены на сцене Корейского театра. Две пьесы - «Олимпик» и «Колокола ада» - пользовались особой популярностью и зрительской симпатией. Успех спектаклей Ен Сен Нена, по его словам, достигался благодаря актерскому мастерству Ли Ген Хи – супруги и сподвижницы. 
О третьем соорганизаторе кружка – Цой Гир Чуне - практически ничего неизвестно, хотя его имя и звание – заслуженный работник культуры Узбекской ССР - широко упоминается в публикациях о советских корейцах или о Корейском театре. Однако поиски в интернете не дают никакой информации о нем, в энциклопедиях и справочниках об известных советских корейцах о нем нет даже краткого биографического очерка. Мы не знаем, к сожалению дату и место его рождения и смерти. Упоминается, что в 1935 году он после окончания ГИТИСа стал работать главным режиссером Корейского театра. После депортации он оказался в Ташкенте и работал главным режиссером Ташкентского областного корейского театра. 

Таким образом, наши знания о деятельности драмкружка при корейской школе-девятилетке во Владивостоке остаются скудными и ее научное исследование еще предстоит.    

Герман КИМ, д.и.н, профессор,
заслуженный деятель Казахстана.