История о добре, чуде и любви

«Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом…», – цитата из книги Александра Грина «Алые паруса».

В праздничные дни в Алматы прошла премьера фильма «Алые паруса. Новая история» казахстанского режиссера Юрия Цая. Это его первый широкоформатный полнометражный фильм. Романтическая добрая  комедия рассказывает о судьбе девушки Асель, которая работает фармацевтом в маленькой сельской аптеке. Несмотря на собственные жизненные трудности, главная героиня искренне верит в чудеса и творит добро, которое к ней непременно вернется. Перед премьерой мы побеседовали с Юрием и узнали, почему фильм получил такое название и какие трудности возникали на съемочной площадке. 

– Юрий, поздравляем с премьерой! Чувствуете волнение?
– Спасибо. Признаюсь откровенно, сейчас волнуюсь гораздо меньше, чем на съемочной площадке. Съемочная площадка – это место боевых действий, где «свистят пули» и нужно все время что-то делать,  а премьера – это как капитуляция, где ты ничего уже сделать не можешь.

– Переживаете, как отреагирует зритель?
– Конечно. Но мы старались быть максимально объективными. У нас работало много фокус групп, в которые входили независимые ребята, никак не связанные с созданием фильма. Они смотрели свежим незашоренным взглядом и выражали свое мнение, что им понравилось, а что нет, чего не хватает. Мы прислушивались к их пожеланиям, предложениям. Изначально моя режиссерская версия была длительностью 1 час 52 мин, я чувствовал, что есть какая-то затянутость. В итоге мы прибегли к общедоступной мировой практике, где режиссер сам не монтирует свой фильм. Я познакомился с замечательным режиссером монтажа Рустамом Утаршиным и он с холодным сердцем вырезал у нас 28 минут фильма. Внутренне мне было жаль, но глядя на конечный результат, я понимаю, что это было необходимо, за что ему очень признателен. Рустам  даже сцены смонтировал не по первоначальному сценарию. Например, некоторые сцены, которые должны были быть на тридцатой  минуте, он передвинул на седьмую, а те, которые должны были быть на двенадцатой минуте, сместились на двадцать шестую. Эта работа была проделана в течение полутора месяцев и в итоге мы получили такой результат. 

– Как зародилась идея создания этого фильма?
– Я очень тесно сотрудничаю с компанией Dosfarm, это наш казахстанский произ и сырье в девять стран мира. Стремясь популяризировать профессию фармацевта, компания ежегодно награждает лучших в своей отрасли, пропагандирует принципы: «Верь мечтам, и они обязательно сбудутся», «Будь на позитиве», «Делай добро» и т.д. И нам захотелось преподнести все это в красивой форме. Так зародилась идея фильма. В феврале 2018 года мы объявили конкурс на написание сценария, пришло несколько вариантов, но ни один из них нам не понравился. Тогда я вспомнил про своего друга Евгения Ни и пригласил его в этом поучаствовать. Когда мы получили сценарий, с первых строк стало ясно – мы поняли, что вот это нам нужно. Так мы решили снимать кино.

–Эта история чем-то отличается от других? 
– У нас отсылка к известной книге «Алые паруса». В нашей истории главную героиню родители хотели назвать Ассолью, но вышла путаница и она получила красивое имя Асель. Но повзрослев, как и Ассоль, девушка верит, в казалось бы, несбыточные  мечты, которые, к удивлению всех, сбываются. А еще, несмотря ни на какие трудности, Асель совершает добрые поступки, и это добро к ней  возвращается сторицей. Сказка-притча, которая заставляет людей задуматься о добром, светлом в нашей жизни.

– Верите ли Вы в чудеса сами?
– Конечно. Но чтобы они случались, нужно сначала самому сделать им навстречу первый шаг. Вспомнился поучительный анекдот про старого неудачника, который день за днем  жалуется Богу, что он беден и вся его жизнь сплошное несчастье, пока Бог не выдержал и не возмутился: «Да как же я тебе дам что-то, если ты только и делаешь, что жалуешься? Билет хотя бы купи лотерейный, чтобы я смог сделать тебя богатым». Чтобы чудо произошло, обязательно нужно прикладывать усилия.

– Как подбирался актерский состав?
– У нас интернациональный актерский и съемочный составы. Главную героиню Асель сыграла российская актриса Юлия Маргулис. Зрителям она знакома по российскому сериалу «Молодежка», там у нее коварный образ. У нас же она играет абсолютно положительную девушку. Я хотел, чтобы в нашем казахстанском кино появились новые лица, поэтому из четырех главных героев мы решили двоих пригласить из России. Для этого я поехал в Москву и пригласил российских актеров Юлию Маргулис и Василия Уриевского. Все, кого Вы увидите в фильме, проходили жесткий кастинг, и нет ни одного актера, который бы попал к нам просто по знакомству или настойчивой рекомендации. Например, на роль девочки-подростка Дины, которую нанимает одна из героинь фильма для того, чтобы заполучить нужную информацию, было более 50 кандидатов, ее сыграла Диана Холовей (12 лет). Это уникальная девочка, которая владеет тремя языками – русским, казахским, английским и, несмотря на свой юный возраст, просто великолепно сыграла такую сложную роль. Ведь ей предстояло говорить одно, а демонстрировать, что думает совершенно другое.

– Что самое сложное было на съемочной площадке?
– Организация. Когда одновременно на съемочной площадке собирается 80 человек, начинается сумятица. Обязательно кто-то что-то забудет, что-то не так  скажет, запутается… В итоге теряется время, увеличиваются расходы и прочее. Например, один час проката вертолета стоит не одну сотню тысяч тенге, не буду называть цифру, и когда он прилетает на съемочную площадку, все должно быть по максимуму готово. И если команда не проявляет слаженности, то приходится переснимать несколько дублей. При этом приходится контролировать весь процесс – от мелочей до конечного результата. Еще одна сложность – это сжатые сроки. У нас сложно постановочный фильм, в котором есть и погони на машинах, и полет на вертолете, и драки, и сцена, когда машина на полном ходу врезается в курятник, и другие захватывающие эпизоды. Снять все это в короткий срок достаточно непросто. Обстановка на площадке была накалена до предела. Однажды у меня даже произошел конфликт с администрацией, которая отвечала за организацию съемочного процесса на площадке и мы вынуждены были остановить съемки. А каждый день простоя – это большие потери. Тот же прокат камеры, которую мы взяли заграницей, стоит немалых денег. И не придя к консенсусу, пришлось заменить администрацию. Честно говоря, в те дни я постарел, наверное, лет на пять. 

– Были какие-нибудь курьезные случаи, кроме того, что Вы постарели на 5 лет?
– Один из забавных моментов произошел на мероприятии для фармацевтов, которое не было постановочным. Там присутствовало около 600 человек, мы снимали финальные кадры фильма. Но на самом деле съемки только начинались и наши актеры Санжар Мади и Юлия Маргулис, играющие главных героев, толком не были знакомы, а им фактически при первой же встрече пришлось изображать бурю эмоций, целоваться при всей этой публике, показывать чувства, любовь.

– Что пожелаете зрителям перед просмотром фильма?
– Рекомендую смотреть этот фильм всей семьей. Добрая  комедия без грубостей и насилия. Одной из наших задач было сделать фильм от 12+ и у нас это получилось. Хочу обратиться к читателям: мы старались в этом фильме напомнить о простых жизненных ценностях, о том, что обязательно нужно верить в чудеса и творить добро! Желаю, чтобы, посмотрев этот фильм, вы получили удовольствие и стали добрее друг к другу. 
– Спасибо, Юрий, удачной премьеры!

Наталья ХАН,
ведущий-интервьюер