Экология тоже пойдет в школу

Согласитесь, сегодня, в связи с тяжелой ситуацией во всем мире, связанной с пандемией коронавируса, многие проблемы, которые поднимала в числе других СМИ и наша газета, ушли на второй план. Однако жизнь продолжается. «И это пройдет..» – гласит надпись на кольце царя Соломона.  А когда мы победим коронавирус, на нас навалятся проблемы, можно сказать, глобального характера – о спасении жизни нашей голубой планеты Земля от нашей производственно-бытовой деятельности,  о чистоте нашего общего большого дома, который, как показало время, не такой уж и большой, о нашем личном причастии к тому, чтобы в этом замечательном природном Доме царили элементарная чистота и порядок. Жизнь показывает, что для того, чтобы поддерживать этот самый порядок, нашему народу не хватает ни знаний, ни нравственной чистоты, ни критического взгляда на то, к чему приводит личное действие или бездействие каждого жильца нашей обители. На днях на экологическое образование страны обратил внимание сам Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, выступив на расширенном заседании Правительства РК. «В казахстанских школах, – сказал он, – должен появиться новый предмет – экологическое образование, так как нужно «заниматься проблемами экологии». 

В наше непростое время, когда на личном контроле первого руководителя страны – и проблемы здоровья казахстанцев, и неотложные вопросы жизненно важного значения, которые нужно решать незамедлительно, по обеспечению больных необходимыми лекарствами, и вопросы, связанные с социально-экономической ситуацией Казахстана в целом, сам факт обращения Президента страны к теме экологического образования звучит как призыв к тому, что нам нужно как можно быстрее менять отношение к важнейшему вопросу, связанному с сосуществованием живых систем и организмов, которые находятся в полной зависимости друг от друга.
Экология – сосуществование миров

О самом определении слова «экология» сегодня идут жаркие споры. Они в основном из-за того, что никто еще не дал полного и точного определения экологии, так как это понятие слишком емкое для того, чтобы выразить его одним определением. Мы осветим лишь одну сторону, связанную с экологией. А потому определения о том, что экология – это наука об организмах в окружающей их среде, для нас будет достаточно, чтобы осветить тему. Все живое на Земле существует не само по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая нас окружает. Само название «экология» происходит от двух греческих слов: «экос» –дом, местопребывание и «логос» – наука.
Нельзя сказать, что наше общество не занимается решением экологических проблем. За последние десятилетия у нас появилось много общественных организаций «зеленых» разного возраста и толка, мы были свидетелями того, как одно из движений почти набирало необходимое количество голосов для создания партии зеленых… У нас нет недостатка ни в проектах, направленных на решение всевозможных экологических проблем, ни в пламенных порывах и призывах к тому, чтобы жить с природой в согласии. Однако, как говорится, воз и ныне там. Нужен системный подход, нужно экологическое образование, экологическое воспитание, которое начнется с семьи и продолжится в школе. Поэтому наш Президент призывает с высокой трибуны:

– Нам нужно в школе ввести предмет – экологическое образование детей!

Учителя в средних школах уже давно готовы к тому, чтобы, преподавая этот предмет, «сеять разумное, доброе, вечное». 

– Я со своими ребятами постоянно говорю о бережном отношении ко всему живому, – говорит учительница начальных классов школы-гимназии №144 Маргарита Борисовна Ли. – У нас в начальных классах есть много предметов, где это уместно. Например, есть такой  – самопознание, где мы все время говорим на тему бережного отношения к природе. Есть много тематических классных часов и, конечно, темы, связанные с окружающей нас природой, мы постоянно затрагиваем в разговоре с родителями. Многое ребята делают своими руками. Думаю, даже уход за комнатными растениями, которым нужна забота человека, тоже работает на экологическое воспитание. Отдельный предмет экологии, конечно, нужен. Он поможет системному подходу к предмету.

– Предмет экологии действительно необходим для систематического подхода к решению проблемы, – говорит педагог Светлана Григорьевна Ким. – Но как нам еще далеко до воспитания в человеке понимания прекрасного! Начинать нужно, конечно, со школы. В идеале семья и школа – два главных педагога в жизни человека. По сути семья ведь тоже – бывшие школьники.

Важней всего порядок в доме

Глава государства  обратил внимание на то, что как не решались, так и не решаются сегодня проблемы со стихийными свалками вокруг населенных пунктов. По его словам, проведение разовых рейдов, наложение штрафов, экологические месячники дают небольшой эффект: необходима системная работа со стороны Министерства экологии. Пожалуй, впервые с высокой трибуны прозвучала эта бытовая тема во всех ее печальных подробностях.

«Нам нужно заниматься проблемами экологии, которые становятся все более актуальными с общественной точки зрения, – сказал в своем выступлении Президент.– Ежегодно образуется свыше пяти миллионов тонн твердых бытовых отходов. Доля их переработки по стране составляет только 15%. Этого недостаточно».

Однако, если вернуться к теме экологического воспитания в семье и школе, то можно сказать, что решение и этих проблем напрямую связано с тем, насколько каждый казахстанец считает себя хозяином в своем доме, и таким хозяином, которому  чужд принцип: за моим домом хоть трава не расти. Потому что ответственному человеку важно и то, насколько он сам порядочен к окружающему его миру природы. Действительно, ведь многие не понимают, насколько уязвим сегодня мир живой природы. Нас миллионы и каждый живущий в современном мире человек даже не подозревает о том, что ежедневно он своей жизнедеятельностью наносит вред живой природе.  Говорю не о тех, кто вообще живет потребительски, не выполняя элементарных санитарных требований со стороны государства. Речь о тех, кто не нарушает общественного порядка, кто ведет себя по-человечески и готов при создании соответствующих условий сортировать мусор, помогать его правильной утилизации. Оказывается, совсем не просто быть сознательным человеком, который в стремлении не нанести урон родной земле стремится минимизировать его. А когда его примеру следуют дети, его радость увеличивается в разы.

Личный пример, личное участие

Год назад мне посчастливилось познакомиться с таким интересным человеком, педагогом по призванию – с Маргаритой Ким, которая однажды решила минимизировать личный вклад в засорение Планеты. Выработанная за годы, ее позиция теперь такова: если не можешь решать глобальных проблем, начни с частных. Помню, Маргарите дали слово в одной молодежной аудитории и она очень по-житейски мудро рассказала о том, как можно без участия в каких-либо митингах и организациях ежедневно не на словах, а на деле заниматься решением экологических проблем. Рита никого не поучает, не наставляет. Она просто на собственном примере показывает, как можно и сегодня оставаться человеком. Она своим скромным трудом и воспитывает, и обучает, и разъясняет. Слушая ее, удивляешься, насколько искренне, насколько применительно к себе лично Маргарита воспринимает проблемы, которые должны волновать нас всех.

– У меня был еще маленьким мой сын, – рассказывает Маргарита о начале своего пути к решению экологических проблем, – и вдруг однажды, увидев, как много использованных памперсов и прочих отходов от жизнедеятельности моей семьи мы выносим в мусорку, я ужаснулась: «А сколько нас, таких, среди моих знакомых, на улице, в городе, на нашей планете!». Получается, каждый из нас, даже не занимаясь производством чего-либо, просто в быту, наносит урон нашему городу, нашей планете. По некоторым данным, в среднем каждый казахстанец ежегодно выбрасывает 250–360 килограммов бытовых отходов. Думаю, показатель очень занижен, мы мусорим гораздо больше и эта цифра постоянно растет (из-за того, что об экологии не задумывается ни производитель продуктов, который все фасует в полиэтиленовые мешки и красивые упаковки, ни государство, которое должно решать, что с отходами делать дальше, ни сам потребитель, которому дела нет до того, как будут утилизированы отходы), но это тоже очень много, если, например, цифру эту помножить на население города Алматы в 2 миллиона человек. 
Вокруг наших крупных городов уже скоро кольца мусорных  полигонов сомкнутся. А этой весной у Алматы горел целый полигон с мусором да так, что вертолет был привлечен для его тушения. Эти горы, страшно подумать, мы собрали всем миром. На вопрос «Что делать?» Маргарита со знанием дела отвечает:

– Конечно, нужны всеобщие усилия. Нужна систематическая работа населения по сортировке мусора, по его утилизации. Но пока суть да дело, я решила делать то, что могу лично, так как я не эколог и даже не представитель какой-либо общественной экологической организации.  Ну что мне, неравнодушному и осознающему все это человеку, делать? Идти на площадь, взывать к чувствам сограждан, говорить о том, что мы скоро будем жить в собственных отходах среди полигонов с мусором, которые уже давно не справляются с объемами хлама, вываливаемого туда ежедневно? Напоминать уж в который раз, что мы оставляем после себя мусор, который сто лет, а то и больше никак не разлагается? Или выступать с лекциями и докладами на всевозможных мероприятиях, посвященных экологическим проблемам. В последнее время, кстати, часто выступаю перед студентами и молодежью. Но думаю, что один из самых эффективных методов решения экологической проблемы – показать лично свое бережное отношение к среде проживания.  Это дает положительный результат и осознание того, что я и моя семья не наносим вреда природе своим проживанием. Мои родители сначала не понимали меня, теперь тоже сортируют бытовые отходы, мой сын, глядя на то, как родители заботятся о чистоте, уже не бросит бездумно даже фантик от конфеты не в тот контейнер, – говорит Маргарита.  

Сколько наше общество будет идти к решению проблем экологического воспитания и отвечать на связанные с ним злободневные вопросы каждого дня, покажет время. Но мне так кажется, что зачатки бережного отношения к миру, в котором мы живем, в обществе уже есть. А положительные примеры, как известно, заразительны.

Тамара ТИН